Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Под знаком модернизма

Культурная ситуация первой половины XX века складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм — таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.

«Модерн» — направление в искусстве

В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne — новейший, современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем, или «либерти», в Великобритании — стилем «модерн», в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Велде, в Австрии — сецессионом, в Германии — югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговли.

Многогранность искусства модернизма

Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) — собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн».

Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Главное различие между модернизм и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы. Авангард невозможен без активного «художественного антиповедения», без скандала, эпатажа. Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм.

4.

Хайнц Мак, Light-Relief, 1966-67, Алюминий, дерево, оргстекло

Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света. Лейтмотивом его творчества являются его световые стелы, которые он располагал в нетронутых пространствах пустынь или открытом море.

Heinz Mack, Grand Erg, Sahara, 1976, полированный алюминий, стекло, песок, ветер

Мак обычно использует для создания своих инсталляций полированный алюминий, стекло или пластик. При помощи электрического двигателя обеспечивается нерегулярное движение, которое вызывает игру отраженного света. Мак применяет и многие другие виды материалов, его работы включают скульптуры с использованием воды и ветра. Часто публика могла познакомиться с ними только с помощью видео или фотографии.

Хайнц Мак floating… Greenland, 1976 Пластик, стекло, дерево, электрический двигатель, ветер, вода
Heinz Mack, Großes Licht-Prisma, 1983

Творческий поиск Гюнтера Юккера находит выражение почти в ритуальном отношении к свету и тени, звуку и тишине, движению и статике, создавая из реальных природных материалов и функциональных предметов свою виртуальную среду, свое пространство в собственных временных фазах.

Черное и белое как полюса, между которыми, по словам Казимира Малевича, простирается весь цветовой спектр, доминируют в метафорическом творчестве Юккера, что, несомненно, свидетельствует об обращении к наследию автора «Черного квадрата» и одновременно указывает на увлечение философией дзэн-буддизма. Объединяющая природа белого цвета не только является цветом чистоты и ясности, но и выступает в качестве символического воплощения света, медитативного покоя.

Работы Гюнтера Юккера характеризуются отсутствием цвета, главенствующую роль во многих его работах играет гвоздь, по-своему отражающий свет и темноту. Гвоздь превратился в инструмент, в неотъемлемый образный элемент композиций художника. Вслед за Лючио Фонтана, элегантно прорубившим брешь в холсте, раздвинув тем самым его пространственные и временные параметры, Гюнтер Юккер поначалу с той же целью использовал гвоздь для прорыва двухмерной плоскости.

Затем он методично и формально обоснованно стал превращать гвоздь в самостоятельный модуль, благодаря чему возникли новые серийные структуры.

Самая известная серия Юккера, «Космическое видение» (1961–1981), представляет собой вращающиеся круги, в которые в геометрическом порядке забиты гвозди, которые превращаются в светоотражатели. Они функционируют иначе, чем излучающие свет стелы Мака, но создают сходный эффект.

Отто Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки. Его работы отмечены особым чувством цвета, выделяются характерным почерком и формой.

Отто Пине. Световой балет в Пражской галерее. Металл, алюминий, электрический свет
Отто Пине, История огня, инсталляция. Металл, алюминий, электрический свет
Отто Пине «Три зеленых светящихся привидения», 2012г. (повторение работы 1966)

Человек постмодернизма

Есть постмодерн, а есть постмодернизм. Это две разные грани одного и того же.

  • Постмодерн — это состояние общества 20 века, века массового потребления и избытка информации.
  • Постмодернизм — культурное явление в искусстве и литературе.

То есть, даже не будучи писателем или художником постмодернизма, мы все равно живем во время постмодерна, мы все «пост». Постмодернизм распространяется на многие сферы жизни современного человека – мемы, рэп-баттлы, современное телевидение, музыка. В современном мире уже сложно понять, кто кого высмеивает. Например, трек Фейса «Бургер» — это стеб артиста над аудиторией, которая все съест без разбора, стеб артиста над рэп-культурой или же это искренний трек, который даёт право уже публике смеяться над молодым репером? Теперь, когда артист уже выпустил новый политический альбом, а затем и ещё несколько удачных треков, мы можем говорить, что это явно было глумление артиста над современной культурой.

Или, например, довольно сложно поверить, что создатели «Пусть говорят» или других скандальных телешоу делают это всерьёз, держа в голове, что они создают классный контент. Скорее — это смех и глумление над публикой, которая это завороженно смотрит. Действительно, понять, кто над кем и почему стебется в современном мире, довольно тяжело, но в этом и есть постмодернизм.

Постмодернизм в Европе

В Европе идеи модернизма послужили толчком к возникновению в 1981 г. группы «Мемфис», в которую входили дизайнеры, работавшие в Милане. Лидер группы Этторе Сотсасс (род. 1917) вместе со своими соратниками Андреа Бранци, Альдо Цибис, Марко Занусо и другими отошли от основного направления модернизма, занявшись дизайном мебели, текстиля и декоративных предметов, который отличался нарочитой эксцентричностью и несерьезностью. По заказу группы «Мемфис» в 1981 г. Майкл Грейвз разработал дизайн туалетного столика. Ступенчатые формы, насыщенные цвета и остроконечное завершение указывают на связь с такими проектами, как секретер «Касабланка» и книжный шкаф «Каритон» Сотсасса (1981) с их яркой расцветкой и острыми линиями.

Фирма Сотсасса спроектировала новую галерею Музея современной мебели в Равенне (1994). Архитектурные формы очень простые. Росписи стен создают эффект перспективы, тогда как в «открытой студии», где собираются дизайнеры, царят покой и безмятежность.

Ганс Холляйн (род. 1934) в 1978 г. создал замечательный постмодернистский интерьер офиса Австрийского бюро путешествий в Вене. Различные элементы напоминают о путешествиях — фрагмент колонны символизирует Грецию или Рим, беседка и металлические пальмы должны вызвать желание отправиться в тропики или пустыню. Пол в бледно-зеленых тонах и стеклянный потолок дают простор фантазии.

Сущность постмодернизма

Определение 1

Постмодернизм — совокупность течений, зародившихся в 60-е годы XX века. Они пришли на смену господствовавшему в то время модернизму. Расцвет стиля начался в 80-ых и продолжается по сей день.

Архитектору-постмодернисту удается создать атмосферу чего-то неизведанного, загадочного, полную предвкушения предстоящей поездки и открытия каких-то тайн. Нередко архитектуру постмодернизма обвиняют в отступлении назад в историю, объясняя это боязнью перед будущим в условиях глобальных экологических катастроф. Во всяком случае, главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче на фоне того, что объемы и композиции стали гораздо выразительнее, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. На данный момент постмодернизм до сих пор не сформировался окончательно – он постоянно находится в поиске. Архитекторы экспериментируют посредством перебора форм и строительных материалов.

Рисунок 1. Здание в Бербанке (Калифорния). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Это интересно: 3680,Поселок Небуг (видео)

Постмодернизм в литературе

Литературе постмодернизма свойственны все признаки, о которых мы говорили в самом начале урока: плюрализм, интертекстуальность как неизбежная включенность в контекст мировой литературы, юмор, ирония, в какой-то степени антропологический пессимизм и т.д.

Об интертекстуальности стоит сказать отдельно. Это как раз то, за что критикуют литературу постмодернизма, обвиняя ее в несамостоятельности. Образцом такой «несамостоятельности» обычно считают творчество Луиса Борхеса (1899-1986). В частности, его рассказ «Пьер Менар, автор Дон Кихота». Тут мы видим отсылку к известному произведению Сервантеса, однако, безусловно, в новой интерпретации. Так или иначе, Борхес за свою жизнь получил почти два десятка литературных премий и множество других наград, по его произведениям снято более 30 фильмов.

С интертекстуальностью связано и такое явление постмодернистской литературы, как пастиш – компоновка из нескольких произведений, стилей, авторов, имитация творчества одного или нескольких писателей. К пастишу можно отнести посмертные продолжения рассказов Роберта Э. Ховарда, которые написали Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер. 

Еще одна черта постмодернизма – это метапроза, т.е. тексты о текстах. Например, когда писатель описывает процесс написания своего произведения. К такому приему прибегал, в частности, Курт Воннегут, посвятив первую главу романа «Бойня номер пять» непосредственно процессу написания романа. В этом романе, кстати, использован и такой присущий постмодернизму прием, как временное искажение (искажение времени или нелинейное повествование).

Безусловно, к постмодернизму относится литература битников или бит-поколения (разбитого поколения) американских авторов 50-60-х годов 20 века. Знаковые произведения битников – это «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, «В дороге» Джека Керуака, поэма «Вопль» Аллена Гинзберга. Впоследствии битники трансформировались в хиппи ввиду того, что идейные основы битников и хиппи весьма схожи: красота, свобода, любовь, мир.

И, наконец, отдельно хотелось бы подчеркнуть тему иронии и юмора, подчас черного юмора в литературе постмодернизма. В зарубежной литературе 20 века черный юмор свойственен произведениям таких авторов, как Джозеф Хеллер, Джон Барт, Уильям Гэддис и уже упоминавшийся Курт Воннегут.

Из русскоязычных авторов к постмодернистам можно отнести Сергея Довлатова и практически все его произведения, пропитанные юмором и антропологическим пессимизмом: «Заповедник», «Чемодан», «Зона», «Иностранка», прочие. К слову, из книги «Русская постмодернистская литература» вы узнаете массу интересного об отечественных литературных традициях постмодернизма .

Конечно, не все, что написано во второй половине 20 века, однозначно подходит под определение постмодернизма. Однако, в целом, литературный постмодернизм получает наибольшее развитие именно в этот период, период второй половины 20 столетия. Это можно сказать и по отношению к музыке и зрелищным искусствам.

Признаки постмодернизма

Нередко можно услышать мнение, что постмодернизм представляет собой плюрализм, который усилен в несколько раз и является для течения самоцелью.

Плюрализм видится в взаимном существовании разных художественных стилей. Он оставляет для себя и черты реализма, хотя по сути реализм характеризуется как сугубо внешняя реалистическая манера в разных жанрах, а не в виде критического реализма XIX в. Данная манера приобрела свойственную для себя популярность в различных жанрах и тем самым поставило под сомнение элитарность настоящего искусства.

Постмодернизм многое поменял, в том числе и представление о соотношении элитарного и массового искусства. Сегодня можно нередко услышать в отношении некоторых жанров и течений слишком громкие заявления. То, что раньше принято было считать некими «задворками» искусства, сегодня становится массовой силой, которая оказывает на аудиторию серьёзное влияние, но при этом довольно редко, в отличии от настоящего искусства, действительно производит сильное впечатление и затрагивает глубинные проблемы.

Определение 2

Реализм, в современной интерпретации – это плоскостное жизнеподобие, применение в искусстве форм самой жизни безо всяких устремлений определить глубинные её тенденции.

Сегодня такой реализм широко распространён в массовой литературе, кино, во всех видах искусства, которые ориентирована в первую очередь на массовое производство, главная цель которого развлечение. Научная фантастика, детективы, шпионские романы, приключенческие саги и авантюристские истории, сентиментальные и мелко бытовые сюжеты – всё это вполне правомерные произведения искусства, с позиции постмодернизма.

Интересной особенностью постмодернизма является то, что именно он сам занимается высмеиванием и пародированием такого вида творчества, при этом аудитория выступает объектом насмешки. Постмодернизм раздражает линейность повествования, психологическая детерминированность поведения персонажей, скрупулёзное слежение за причинно-следственными связями и т.д.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Модерн на примере разных помещений

Соблюдая классические принципы стиля, можно успешно реализовать его в любой комнате. Ниже представлены несколько рекомендаций по оформлению интерьера.

Спальня в стиле модерн

Атмосфера спальной комнаты должна располагать к отдыху. В качестве базовых рекомендуется выбирать спокойные, приглушенные оттенки. Их можно разбавить несколькими яркими аксессуарами и организовать рассеянное, мягкое освещение. Для отделки стен могут использоваться как плотные обои, так и фактурная штукатурка или краска. Для пола предпочтительнее выбрать паркетную доску.

Кровать – центральный элемент комнаты. Остановите выбор на варианте с массивным деревянным или мягким изголовьем. По бокам можно разместить миниатюрные прикроватные тумбочки на ножках. Двери шкафа могут быть украшены витражными вставками или растительными орнаментами. Аксессуары и декоративные элементы желательно подбирать в тон с основной цветовой гаммой.

Оформление гостиной

Потолок гостиной может быть многоуровневым. Массивная люстра или элементы витражного стекла подчеркнут характер стиля. Для отделки стен рекомендуется использовать монотонное покрытие: тканевые обои, штукатурку или краску. Допускается легкий орнамент, не перегружающий композицию.

В центре размещается мягкая зона. Предпочтительнее выбирать однотонную обивку мебели. Между креслами и диваном можно установить массивный журнальный столик. Все деревянные предметы должны быть изготовлены из одной породы. Ковер или мягкие напольные покрытия добавят уюта интерьеру.

Модерн в интерьере кухни

Покраска стен в рабочей зоне – непрактичное решение. Для этого участка лучше использовать натуральный камень или керамогранит. Для отделки потолка подойдет конструкция из натяжного материала или однотонная краска. Напольное покрытие может выполняться из ламината или паркета. Керамогранит – еще один вариант надежного и прочного материала для пола. Он может имитировать натуральный камень или дерево.

Главный критерий при выборе кухонного гарнитура – природные материалы и плавные линии. Фасады могут быть декорированы легким растительным орнаментом или же сохранять оригинальную фактуру дерева.

Если кухня выполняет функцию столовой, традиционно устанавливается массивный обеденный стол. Его окружают мягкие стулья на деревянных ножках. Цвет текстиля должен быть на несколько оттенков темнее стен.

Стеклянную или фарфоровую посуду не нужно прятать на антресоли. Размещенная за прозрачными дверцами шкафов, она станет дополнительным украшением Вашей кухни.

Стиль модерн в ванной комнате

Отделку «мокрых» зон рекомендуется выполнять мозаикой, мраморной или керамической плиткой. В качестве напольного покрытия часто используются наливные полы, керамогранит или натуральный камень. Легкий орнамент подчеркнет особенности стиля. Сантехнические элементы и мебель должны иметь округлые формы. Приветствуется обилие стекла.

Простота и изысканность гармонично сочетаются в модерне. Этот стиль – для романтиков, впечатленных духом аристократизма. Современные интерпретации могут включать нетрадиционные для модерна элементы, но главное – сохранить ключевые особенности стиля: неповторимую эстетику, мягкость и натуральность.

Примеры интерьера в стиле модерн:

https://youtube.com/watch?v=rIgWdnQ38GA

Если у вас остались вопросы после прочтения статьи «Cтиль модерн в интерьере 2021 года», задайте их в комментарии, мы обязательно постараемся дополнить материал ответами на них.

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистская архитектура стала своего рода ответом на минимализм модернизма. Изначально казавшийся передовым отказ от дизайнерских украшений зданий привел к однообразию архитектуры, которое тиражировалось на протяжении десятилетий и изрядно обедняло облик городов.

Подробно все проблемы модернизма и необходимость перемен разобраны архитектором Робертом Вентури в его книге «Сложность и противоречие в архитектуре» . С этого момента постмодернизм в архитектуре имеет свою идеологию и доктрину.

В облик зданий возвращаются украшения фасадов, элементы различных стилей прежних эпох в новой интерпретации. Под украшением следует понимать не элементы декора, а сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями. Так, архитектор Джеймс Стирлинг (1926-1992) разработал красочные проекты в секторе государственного жилищного строительства и множество зданий общественного назначения, в том числе здание Новой галереи в Штутгарте в Германии:

Столь же знаковой фигурой постмодернизма в архитектуре является Терри Фаррелл. Он известен, прежде всего, как архитектор, распространивший традиции постмодернизма в сферу обороны и спроектировавший здание штаб-квартиры британской разведки:

Еще один выдающийся архитектор постмодернизма – Альдо Росси (1931-1997). Работы этого итальянского зодчего можно увидеть как в Италии, так и в Германии, Нидерландах и даже Японии. Один из красивейших его проектов – это театр Карло Феличе в Генуе:

Если в раннем постмодернизме заимствования стилей, особенно классицизма, видны невооруженным глазом, в более поздний период смешение и совмещение разных направлений ведет к формированию собственных эксклюзивных стилей, присущих исключительно постмодернизму.

Так, деконструктивизм – это прямое отрицание традиций модернизма и, безусловно, новое слово в архитектуре. Визуальная асимметрия и дисгармония, заостренность и угловатость форм порой доходят до абсурда, хотя в итоге здания смотрятся весьма нетривиально. Например, модернизированный в стиле деконструктивизма Королевский музей в провинции Онтарио архитектора Даниеля Либескинда:

Еще один стиль, выросший из традиций постмодернизма, это хай-тек. Начав формироваться в 70-е, к концу 20 столетия хай-тек уверено шагал по всему миру. В разных странах построено множество зданий в стиле хай-тек, а одним из самых оригинальных по праву считается башня Мэри-Экс архитектора Нормана Фостера:

Заметим, что все вышесказанное не означает, что минимализм модернизма полностью ушел из архитектуры. Так, именно во второй половине 20 века в СССР появились типовые 5-этажные жилые дома, названные «хрущевками» по фамилии тогдашнего лидера страны. Бюджетный подход сохранился и в типовых планировках 9-этажных домов, правда, там начали отказываться от смежного расположения комнат.

Верхом комфорта по тем временам считался проект жилого 9-этажного дома, где санузел и кухня находились в разных концах квартиры и не имели общей стены, а коммуникации – вода и канализация – были подведены отдельно на кухню, отдельно в санузел. В большинстве домов, в которых живет большая часть горожан по сей день, кухня соседствует с туалетом и имеет общую канализацию и общий водовод.

Эти проекты имели и такую особенность, как отдельный вход в дом к кабине с лифтом и отдельный вход к лестнице. На каждом этаже между лестницей и лифтовой площадкой есть переход через лоджию. Впоследствии именно этот проект лег в основу проектирования элитных домов так называемой «улучшенной планировки», где квартиры продаются по более высоким ценам за квадратный метр.

За рубежом достижения модернизма в архитектуре точно так же по-прежнему высоко ценятся. В частности, самую первую Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получил Филип Джонсон (1906-2005), который считается одним из главных представителей интернационального стиля в Америке. Напомним, интернациональный стиль зародился в эпоху модернизма. Уточним дополнительно, что Притцкеровская премия утверждена представителями рода Прицкеров, которые являются владельцами сети отелей Hyatt. 

Больше вы узнаете из книги «Язык архитектуры постмодернизма» . А мы поговорим о постмодернизме в скульптуре.

В чем разница между модернизмом и постмодернизмом?

• Период:

• Модернизм процветал в период с 1860 по 1940 годы; желательно до 1945 года, когда закончилась Вторая мировая война.

• Постмодернизм начался после модернизма. Постмодернизм считается начавшимся после 1968 года, если быть точным.

• Мышление:

Мышление тоже отличалось в модерн и постмодерн.

• В период модернизма мышление подкреплялось логикой.

• Мышление периода постмодернизма обычно считается иррациональным и ненаучным по своему подходу.

• Оригинальность работы:

• Модернизм уделял большое внимание оригинальным работам. Когда мы говорим об оригинальном произведении, это произведение из всех областей, таких как живопись, скульптура, архитектура и поэзия

• Постмодернизм не уделял такого внимания оригинальным работам. Они считали такие произведения произведениями, получившими популярность благодаря пропаганде.

• Искусство:

• Во времена модернизма художники создавали свои произведения, следуя традиционным методам создания искусства.

• В период постмодернизма художник не следовал традиционным методам создания искусства. Они скорее использовали средства массовой информации, чтобы увеличить скорость создания своих произведений.

• Получение знаний:

• Книги считались самым важным способом получения знаний во времена модернизма.

• Постмодернизм во многом зависел от технологий, и они считали Интернет, расширяющий ограниченные границы печатных СМИ, более важным способом получения знаний.

• Уроки прошлого:

• Модернизм верил в извлечение уроков из прошлого опыта.

• Постмодернизм твердо не верил в извлечение выгоды из прошлого опыта. Фактически, они поставили под сомнение авторитет учебников.

• Правда о жизни:

• Модернисты хотели познать истинный смысл жизни и искали абстрактную правду жизни.

• Постмодернист не верил в абстрактную правду жизни.

Это основные различия между двумя видами движений, называемыми модернизмом и постмодернизмом.

Изображения любезно предоставлены:

  1. Альфред Генри Маурер, договоренность, 1901 г. через Wikicommons (общественное достояние)
  2. Постмодернистское искусство пользователя: Петри Крон (CC BY 2.5)

Культурное наследие в постмодернизме

Стиль постмодернизм обозначает по своей структуре сходное явление без приставки «пост» в жизни общества и ее культурном наследии. Относительное положение между авангардом и модерном обусловило течение городских жителей, которые перебрались на постоянное местожительство в дешевые одноплановые дома. Уныние, монотонность и отсутствие простора сделали свое дело, выдвинув на первый план однообразие в интерьере практически каждой квартиры.

Перед архитекторами эпохи Хрущева встала задача: преобразить образ панельного дома через выдумку, игру и фантазийное начало в образных ассоциациях. Так начался новый, живой процесс в развитии дизайнерской мысли, который до сих пор считается не вполне устоявшимся. Он строится на уже готовых формах, однако старые сплавы смотрятся по-иному в совокупности с новыми формами отделки помещений.

Если присмотреться внимательно к художественным направлениям за последних 60 лет, то можно заметить некоторые вкрапления о поп-арт, оп-арта, кинетического искусства, концептуального искусства, черт минимализма и хэппенинга.

В 80-е годы прошлого века стиль  постмодернизм в интерьере помещений  сформировался, как некое идейное и даже теоретическое течение в жизни общества. Он усвоился довольно быстро практически во всех сферах деятельности.

Интерьеры жилых домов не остались в стороне. Запад рукоплескал духовным теоретикам – Дерриду и Лиотару, Фуко и Бодрийару. Упавший железный занавес разрешил новым веяниям проникнуть и на территорию бывшего СССР. Так появилось неофициальная версия искусства, называемая в России и дружественных ей странах, как соц-арт.

Постмодернизм как явление

В литературе

Литературный постмодернизм – это не объединения, школы, течения, это группы текстов. Определяющие черты в литературе – ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, приемы коллажа и пастиша, метафикция (письмо о процессе письма), нелинейный сюжет и игра со временем, склонность к технокультуре и гиперреальности. Представители и примеры:

  • Т. Пинчони («Энтропия»),
  • Дж. Керуак («На дороге»),
  • Э. Олби («Три высокие женщины»),
  • У. Эко («Имя Розы»),
  • В. Пелевин («Generation P»),
  • Т. Толстая («Кысь»),
  • Л. Петрушевская («Гигиена»).

В философии

Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство) , критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

  • Ж. Деррида,
  • Ж.Ф. Лиотар,
  • Д.Ваттимо.

Ж. Деррида выдвигал мысль о размывании границ философии, литературы, критики (тенденция эстетизации философии), создал новый тип мышления – многомерное, разнородное, противоречивое и парадоксальное. Ж.Ф. Лиотар считал, что философия не должна заниматься какими-то конкретными проблемами, должна отвечать только на один вопрос: «Что такое мыслить?». Д .Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но понимается исходя из опыта искусства.

В архитектуре

Архитектурный постмодернизм  вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

  • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
  • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
  • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

В живописи

В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:

  • Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»),
  • Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117),
  • С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

В кино

Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:

  • Т.Скотт («Настоящая любовь»),
  • К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

В музыке

Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.

  1. Представители: Q-Bert, Mixmaster Mike, The Beat Junkies, The Prodigy, Mogwai, Tortoise, Explosions in the Sky, Дж. Зорн.
  2. Композиторы: Дж. Кейдж («4′33″»), Л. Берио («Симфония», «Опера»), М. Кагель («Инструментальный театр»), А. Шнитке («Первая симфония»), В. Мартынов («Opus posth»).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Это лофт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: