Прикипевшая гайка уже не проблема: несколько дельных советов по отворачиванию

Как снять колесо, если оно прикипело к ступице

Казалось бы, замена колеса – не такая уж сложная процедура. Однако не всегда колесо удается снять без проблем, бывают случаи, когда колесо просто не отрывается от ступицы, потому что прикипело к нему. Что же делать, если прикипело колесо и как его снять, не повредив?

Прежде чем начинать борьбу с прикипевшим к ступице колесом, проверьте, все ли болты вы открутили. Бывали случаи, когда рассеянные водители забывали открутить одну из гаек и начинали жаловаться на прикипание колеса. 

Первый шаг в борьбе с прикипевшим колесом – это постучать по колесу. Однако прежде чем ударить по колесу, убедитесь, что автомобиль крепко стоит на домкрате. Кроме того, под порог лучше подложить запаску на тот случай, если автомобиль вдруг сорвется с домкрата.

Встаньте спиной к автомобилю и ударьте два раза пяткой по прикипевшему колесу. Ударять лучше в две части колеса: либо в правую и левую, либо в верхнюю и нижнюю. После этого возьмитесь за колесо руками и попробуйте его покачать. Если появился люфт, продолжайте бить по колесу до тех пор, пока оно не отойдет.

Если у вас есть WD-40, это облегчит борьбу с прикипевшим колесом. Побрызгайте сначала на место соединения колеса со ступицей, а затем брызните внутрь отверстий для болтов. 

Если же прикипание сильное, ударами ноги здесь не обойтись. Возьмите что-нибудь тяжелое и ударьте по колесу с внутренней стороны. Если колесо спущено, то бить по резине нельзя, следует ударять по диску через что-то деревянное. 

Бывают случаи, когда и такие удары по колесу не помогают. Для переднего колеса и для машин, оснащенных дифференциалом, можно попробовать метод “езды на месте”. Аккуратно сядьте за руль, не снимая машину с домкрата (под порогом обязательно должна лежать запаска или другой упор, который предотвратит падение). Включите нейтральную передачу (и для “механики”, и для “автомата”), проследите, чтобы ручник был максимально натянут. Заведите машину, включите первую передачу. Дифференциал заблокирует колесо, которое стоит на земле, и начнет крутить только то, что висит в воздухе. Как только колесо начало крутиться, следует резко нажать на тормоз: колесо должно сдвинуться с места.

Обратите внимание, что при использовании этого способа не следует до конца откручивать колесо: оно должно слегка болтаться на ступице, иначе при торможении оно вылетит и может нанести ущерб чему-то или кому-то. 

Последний из описанных способов обычно приводит к отдиранию любого, даже очень сильно прикипевшего колеса. 

Как открутить ржавую гайку в домашних условиях

В случае, если ржавая гайка не откручивается, не стоит горячиться и пытаться ее сорвать – существует масса эффективных способов вывернуть ее без лишней траты сил. Основной причиной заклинивания заржавевших соединений является коррозия металла. В процессе ржавления металла продукты его окислительной реакции, а проще говоря – ржавчина, многократно увеличиваются в объеме, намертво схватывая между собой детали, сопряженные резьбовым соединением. Дополнительно усугубляет ситуацию попадание на резьбовые поверхности мелких частиц пыли и грязи. Выбор инструмента Успешность откручивания трудно поддающихся резьбовых соединений во многом зависит от используемого инструмента.

Не стоит пытаться отвернуть ржавую гайку при помощи рожкового ключа. Слабость конструкции такого инструмента приведет к тому, что губки ключа попросту разойдутся в стороны и перепрыгнут через грань гайки да и незначительная длина инструмента не позволит приложить необходимое усилие. В такой ситуации лучше остановить свой выбор на накидных ключах или использовать набор головок с воротком – и грани гайки будут целыми, и руки. Что касается целостности рук. Во избежание травм, при откручивании резьбовых соединений в труднодоступных местах, прикладывая рукой усилие к инструменту, следует избегать посторонних предметов в направлении движения руки с ключом или воротком. Растворение ржавчины Если, несмотря на прилагаемые титанические усилия, гайка все же не откручивается, не стоит насиловать инструмент и изнурять себя непомерными физическими нагрузками. Достаточно смочить заржавевшую резьбу жидкостью, способной частично растворить ржавчину и тем самым уменьшить силы трения. Арсенал таких жидкостей достаточно широк: от специальных преобразователей ржавчины и всем известного WD-40 до бензина, солярки, керосина, скипидара и тормозной жидкости. Кстати, эффективно воздействует на ржавчину обычный столовый уксус и спиртовой раствор йода из автомобильной аптечки. В крайнем случае, подойдет даже Кока-Кола, содержащие ортофосфорную кислоту. Обильно смочив заржавленное соединение и выждав от 10 минут до получаса, можно брать в руки инструмент и пробовать откручивать упрямую гайку. Если же и после этого резьба не поддается, а время позволяет, целесообразно обмотать резьбовое соединение салфеткой, смоченной в одной из перечисленных жидкостей и оставить ее на часок-другой. Большинство гаек после такой процедуры медленно, но откручиваются, особенно если воздействовать на них, работая инструментом взад-вперед, то есть враскачку. Вместо откручивания – закручивание Оригинальный и очень полезный способ, позволяющий разрушить слой ржавчины, используя вместо откручивания незначительное закручивание гайки. После того, как гайка хоть немного сдвинется с места в сторону закручивания, она, хоть и туго, но начнет выворачиваться. Обстукивание граней Для этой процедуры понадобится небольшой 100-граммовый молоток. Нанося легкие удары молотком по граням гайки, следует поочередно перемещаться от одной грани к другой по кругу. Возникшие в процессе обстукивания микротрещины медленно, но неизбежно приведут к деформации и разрушению ржавчины. Главное – избегать сильных ударов молотком, от которых могут пострадать грани гайки, согнуться болт или даже разрушиться деталь, скрепленная ими. Нагревание При помощи источника тепла (газовой горелки, паяльной лампы, зажигалки, спички, свечки, паяльника, строительного фена или обыкновенного кипятка) необходимо нагреть гайку, стараясь чтобы при этом не нагрелся болт или шпилька, на которой она «сидит». При нагревании гайка расширится и увеличится в объеме, став на несколько микрон шире болта, что значительно облегчит процесс ее откручивания.К тому же из-за неравномерного нагревания слой ржавчины на резьбовом соединении разрушится и потеряет былую крепость. Будьте предельно осторожны при работе с открытым огнем и нагревательными приборами! Разрушение Способ нежелательный, но в некоторых случаях иногда единственный, способный разрешить проблему заржавевших резьбовых соединений. Вооружившись молотком и острым зубилом, необходимо пробить канавки на гранях неподатливой гайки. Равномерное внедрение зубила со всех сторон приведет к ее деформации и увеличению внутреннего диаметра, что позволит без особых усилий свинтить ее с резьбы. В конце-концов резьбовое соединение можно разрушить, перепилив болт болгаркой или ножовкой по металлу, гайку можно сбить, перерубив болт острым зубилом, ее можно распилить напополам вдоль оси болта, а также попытаться высверлить при помощи электродрели. Во всех этих случаях гайка и болт, по завершении работ будут безнадежно испорченными.

Если ничего не удалось

Если вышеуказанные методы не помогли, то аккуратно снять гайку уже не получится. Но нельзя же останавливаться после такого пути? Распилите гайку вдоль оси болгаркой или ножовкой по металлу. Если место не позволяет вам это сделать, то высверлите её дрелью или поочерёдно прикладывайте под некоторым углом минусовую отвёртку (подойдёт и зубило) к зазубрине на каждой грани и простукивайте молотком.

И напоследок: лучше всего не допускать ситуаций, когда вы ищите ответ на вопрос: «как открутить заржавевшую гайку?
«. Чтобы проблем не возникало, советуем покупать качественные гайки (оцинкованные или нержавеющие), потому что даже в агрессивной среде им не страшна ржавчина или окисление. При покупке следует убедиться, что изделие было изготовлено с соблюдением всех правил и норм, соответствует указанной прочности, а также имеет сертификат качества.

Открутить гайку смесителя может быть не слишком просто. Внутри может накопиться ржавчина, известковый налет, накипь. Чтобы открутить смеситель, необходимо запастись правильным инструментом и терпением. Инструменты должны иметь точное соответствие по размеру и плотное прилегание. Перед началом работы убедитесь в том, что инструмент крепко захватил деталь.

Прикипевший смеситель открутить сложнее всего, поскольку придется применять аккуратную умеренную силу. Все действия по замене смесителя и откручиванию гаек выполняйте плавно, без рывков. Любые резкие движения могут привести к срыву резьбы или поломкам.

Практические примеры по откручиванию болтов

При необходимости очистки системы охлаждения и вентиляции персонального компьютера, очень часто возникают проблемы с откручиванием крепежных болтов. В этом случае необходимо нанести небольшое количество клея на головку болта, стараясь не попадать за ее границы. Когда клей высохнет. Затвердев, клей увеличит площадь головки и уплотнит грани болта

Теперь можно осторожно приступить к выкручиванию необходимых болтовых соединений

Четко следуя перечисленным советам, можно с легкостью справиться с любой проблемой, касающейся сломанных или изношенных болтовых соединений.

На заметку: Самой стильной считается библиотека из дерева. Бумажные книги опять набирают популярности, оттесняя электронные. Как и много веков назад библиотека считается тем местом, где можно уединиться. Мы может с любимой книгой отдохнуть душой, восстановить душевное равновесие. Можно также в библиотеке создать кабинет.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта — превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей — от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Плоская отвертка и молоток

Доступный метод, эффективный в том случае, если излом произошел выше резьбы и поверхность имеет неровный край. Тогда для извлечения понадобится простой набор инструментов, который найдется в любом гараже.

Очищенную поверхность внимательно изучаем и находим самый большой выступ на площади излома. Плоскую отвертку размещаем под углом, упирая в выбранное место. Для более надежной опоры можно воспользоваться керном, с помощью которого неровность углубляется. После этого несильными ударами аккуратно пытаемся провернуть резьбу. Если сразу сделать этого не получится, силу нужно постепенно увеличивать.

Однако стоит относиться крайне осторожно к этому методу, так как, во-первых, поверхность должна быть достаточно доступной для работы молотка. А во-вторых, нужно аккуратно рассчитывать силу удара, чтобы исключить момент повреждения соседних деталей

Методы откручивания

Чтобы откручивать прикипевшие болты, можно использовать несколько техник и способов. Выполнить эти манипуляции можно самостоятельно в домашних условиях. Перед тем как использовать ту или иную методику, необходимо тщательно очистить место соединения от всех загрязнений и во время визуального осмотра места крепления постараться определить вид повреждения болта. В зависимости от вида повреждения можно прибегнуть к механическому, химическому или физическому способу его откручивания.

Механические

К механическим можно отнести все методы, которые подразумевают применение больших физических усилий при попытках нарушить поврежденное соединение. Механический метод может быть использован только в том случае, если болт не имеет трещин, сколов или изгибов.

Механический способ предполагает несколько нюансов.

Использование накидных гаечных ключей вместо обычных. Так как обычный рожковый ключ способен при откручивании воздействовать только на 3 грани головки, то в результате сильного воздействия эти грани могут стираться, и ключ будет соскальзывать. Накидной ключ захватывает все 6 углов болта, что поможет применить для откручивания большую силу.

Использование удлиненной рукояти ключа в качестве рычага. Удлинение рукоятки гаечного ключа поможет оказать на болт сильное давление, и мешающая откручиванию ржавчина не будет препятствием.

Применение кратковременных силовых воздействий на разные точки приржавевшей детали соединения. Понадобятся молоток и зубило, с помощью которых сначала на шляпке болта необходимо выбить насечку, а затем ударять по ней с силой в направлении откручивания. Такое воздействие более мощное, чем при откручивании ключом, и отвернуть прикипевший болт удастся намного быстрее.

Воздействие на болт силы переменного направления. Чтобы раскрутить болт этим методом, его нужно сначала завернуть, а потом попытаться развинтить. Такую манипуляцию можно повторять несколько раз, так как переменное движение в разном направлении поможет освободить резьбу от ржавчины.

Разрушение слоя ржавчины при помощи ударов. Наносить удары необходимо на те участки болта, которые больше всего поражены коррозией. Применяемая сила поможет убрать ржавчину, но поврежденные детали соединения после такого воздействия придется заменить новыми.

Физические

Эти методы откручивания приржавевших болтов основываются на физических свойствах материалов, используемых при изготовлении соединительных запчастей. Есть наиболее распространенные и часто применяемые способы.

Нагревание деталей соединительной пары. Для разогрева деталей используют любой источник тепла или огня: газовую горелку, паяльную лампу, паяльник, строительный фен.

Если же разогреть всю соединительную конструкцию, то под воздействием высоких температур ржавчина начнет разрушаться и отваливаться от соединительных элементов.

Нанесение жидкости на резьбу. При проникновении в микроотверстия между гайкой и болтом такие жидкости, как бензин, керосин, уайт-спирит, скипидар способны уменьшить трение между прикипевшими поверхностями, что обеспечит более легкое откручивание. Этим же свойством обладают средства под названием «жидкий ключ», приобрести которые можно в любом автомагазине.

Химические

Действие химических методов основано на растворении слоя застаревшей ржавчины при помощи кислот. Свойством, помогающим разрушить слой коррозии, обладают кислоты:

  • соляная;
  • серная;
  • лимонная;
  • ортофосфорная.

Чтобы растворить слой ржавчины на соединительной паре, место соединения необходимо обработать несколькими каплями реактива так, чтобы они смогли проникнуть в микроотверстия на резьбе болта. Если коррозией поражен значительный участок, то при возможности болт можно замочить кислоте.

Время, необходимое для воздействия кислоты, должно составлять не менее 24 часов. По его истечении по соединению сначала постукивают молотком, чтобы отвалились большие кусочки ржавчины, а затем пытаются отвернуть гайку при помощи ключа.

Следуя приведенным рекомендациям, открутить прикипевшее соединение будет намного легче. В случае если ни одним из указанных способов сорвать прикипевший болт не удалось, можно прибегнуть к срезанию его болгаркой или высверливанию. Но перед применением этих мер необходимо взвесить все положительные и отрицательные их стороны.

Каким инструментом лучше пользоваться

Снятие ржавых крепёжных элементов можно выполнить несколькими способами. Вот те, которые наиболее часто используются и наиболее эффективны.

Смазка

Если узел застрял на месте из-за ржавчины, то идеальным решением будет использование WD-40 Penetrant Spray. Если ржавчина достигла резьбы, то нет лучшего способа её ослабить, чем использование проникающего спрея WD-40. Примените его к детали и затем постучите по ней, используя молоток. Это поможет WD-40 проникнуть внутрь и ослабить узел, чтобы его можно было легко снять.

Резка

Если деталь настолько сильно заржавела, что её невозможно отвернуть, остаётся только один вариант – вырезать её. Это сделает компонент непригодным для использования, но поможет вам избавиться проблемы. Вы можете использовать плоскогубцы, чтобы получить хорошее сцепление с головкой крепежа и сильно повернуть его, чтобы освободить от из положения. Другой жизнеспособный способ ослабить ржавые болты и гайки на авто – это использовать нагревательную горелку на слабом или умеренном нагреве. Тепло позволит ржавым деталям расширяться настолько, чтобы их можно было ослабить

Однако важно быть очень осторожным с этим методом. Многие смазочные материалы, нанесённые на застрявшие компоненты, являются легковоспламеняющимися и могут воспламениться при воздействии пламени

Проверенные методы удаления ржавчины

Хотя можно избавиться от ржавой гайки и заменить её новой, эта опция доступна не во всех случаях. Есть много старых узлов и деталей, чьи крепления не могут быть заменены новыми. В таких случаях вам необходимо восстановить их с использованием методов удаления ржавчины, что является самым экономически эффективным способом поддержания работоспособности автомобиля. Вот некоторые общие методы, используемые для удаления ржавчины.

Шлифование

Как только вы закончите удаление ржавчины, вы можете натереть ей стальной ватой или наждачной бумагой, чтобы удалить оставшуюся ржавчину. Это недорогой и относительно простой метод. Это может занять очень много времени, а также потребует смазки для повторного использования крепежа.

Пероксид водорода

Нанесение перекиси водорода на крепёжные детали и оставление на некоторое время также является эффективным методом удаления ржавчины. Перекись водорода растворяет ржавчину. Чистка жёсткой щёткой поможет вам избавиться от ржавчины. Это также недорогой метод борьбы с ржавчиной, но он может оставить остаточные пятна.

Перекраска

Покрытие гаек и винтов краской также может предотвратить их коррозию. Удалите ржавчину с креплений, прежде чем покрыть их краской, которая защищает от влаги – основной причины ржавчины. Покрытие на восковой или масляной основе также может помочь предотвратить образование ржавчины на кузове и деталях авто.

Преобразователь ржавчины

Вы можете найти ряд преобразователей ржавчины, которые могут помочь избавиться от ржавчины. Проникающий спрей WD-40 не только помогает ослабить ржавые и застрявшие гайки и болты, но также помогает защитить их от повторного появления ржавчины в будущем.

Жидкий ключ своими руками

Состав жидкого ключа несложен, поэтому существует несколько простых, «народных», методов, позволяющих самостоятельно изготовить упомянутое средство. Тем более, что для этого не нужны дорогие компоненты, а процедура приготовления не составляет труда и под силу практически каждому автовладельцу. Так вы значительно сэкономите деньги на покупке, при этом создав жидкий ключ, практически аналогичный фабричному.

Существует несколько «народных» рецептов. Остановимся на самом простом и популярном. Для приготовления вам понадобится:

  • керосин;
  • трансмиссионное масло;
  • растворитель 646;
  • пластиковая бутылка с распылителем (с маслостойкой резиной).

Перечисленные жидкости необходимо смешать в чистой посуде в следующих пропорциях: керосин — 75%, трансмиссионное масло — 20%, растворитель — 5%. Что касается трансмиссионного масла, то в данном случае не имеет особого значения его марка. Главное, чтобы оно было не старым и чистым, в нем не было домесей в виде грязи и/или сгустков. Вместо растворителя 646 можно использовать любой другой, доступный вам (например, уайт-спирит).

Однако этот рецепт не является единственным. Дополнительную информацию о том, как сделать жидкий ключ, вы найдете в другом материале.

Как сделать жидкий ключ

Состав проникающей смазки довольно прост: керосин, масло и растворитель. Поэтому жидкий ключ лучше не покупать, а сделать своими руками. Есть 9 рабочих рецептов, по которым легко приготовить аналог со свойствами ВД-40 Подробнее

Вместо послесловия

Рекомендуем вам всегда иметь в своем распоряжении средство жидкий ключ. Если не в машине, то точно в гараже или дома. Оно поможет вам в самых непредвиденных ситуациях, касающихся не только проблем с машиной, но и в быту. Что касается выбора, то в настоящее время ассортимент этих средств достаточно велик, и позволяет приобрести эффективный жидкий ключ по доступной цене. Не забывайте, что покупки необходимо совершать в проверенных магазинах с тем, чтобы минимизировать вероятность покупки подделки. Старайтесь не покупать жидкий ключ на авторынках у сомнительных продавцов. Также эффективным и недорогим вариантом будет самостоятельное изготовление средства. Это позволит вам значительно сэкономить, тем более при наличии у вас в гараже перечисленных выше компонентов.

Нагрев

Как это ни странно звучит, прикипевшие от высокой температуры болты, гайки на глушителе, катализаторе, коллекторе можно открутить с помощью нагрева. Как раз в этих местах крепеж реально начинает плавиться, поэтому любая жидкость внутри таких конструкций мгновенно испаряется.  Кроме того, чтобы добраться туда, требуется лезть под машину.

Здесь можно использовать два варианта:

  1. Во-первых, нагреть поверхность нужных элементов с помощью обычного паяльника.
  2. Во-вторых, воздействовать на прикипевший болт электрическим нагревом.

В случае работы с небольшим креплением целесообразно использовать обычный паяльник. С его помощью нужно нагревать поверхность крепежа на протяжении 10-15 минут.

При более запущенных случаях можно применять горелки с открытым пламенем, обеспечить которое могут специальные баллончики (их можно приобрести в специализированных магазинах):

  1. Здесь требуется разогреть болт максимально вплоть до покраснения.
  2. На следующем этапе требуется охладить с помощью проникающей смазки типа WD-40.

В результате такого «удара» крепление ослабевает и его уже можно откручивать.

Работа с открытым огнем несет некоторые риски, поэтому вышеописанный метод не всегда удается применить. Лучше использовать электрический аппарат, который работает по принципу сварки с малым напряжением.

Прибор можно сделать своими руками:

  1. Для этого подойдет трансформатор от микроволновой печки, на вторичную обмотку которого нужно накрутить толстый медный кабель. Результатом будет напряжение 1,5 Вольт при большой силе тока.
  2. На концах провода требуется установить два щупа из толстых заточенных листов меди. Один из них установить в начале, а второй – на конце гайки или болта.
  3. В итоге крепежный элемент разогревается до высоких температур, а затем охлаждается с помощью проникающей смазки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Это лофт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: