Минусы бронирования лодок ПВХ
Из минусов — после того как мы усилим дно на ПВХ лодке, Ваше плавсредство прибавит в весе, к примеру ПВХ лодка длиной 3200 станет весить больше на 6-8 кг.
Гарантия на работы по бронированию/усилению днища
Как и на все остальные работы мы предоставляем гарантию. При проведении работ по бронированию днища используются импортные двухкомпонентные компаунды предназначенные для производства надувных изделий из ПВХ материалов, те же, которые применяются на фабриках ведущих Питерских производителей ПВХ лодок. Подготовка клея и последующая проклейка лодок осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителей ПВХ компаундов (клеевых основ) таких как — время жизни разведенного компаунда (клея), температурный режим, срок годности что позволяет нам гарантировать качество выполненных работ. Стоимость материалов складывается из цены израсходованного клея и ПВХ привала в погонных метрах. Стоимость работы рассчитывается от длины лодки и Вашего выбора по желанию полного или частичного бронирования днища.
Еще больше фотографий наших работ Вы можете посмотреть на странице нашей группы в ВК https://vk.com/repair_boats Так же, скидка 5% на все работы и расходные материалы для участников нашей группы. Работаем с регионами. Заключаем договора с организациями, работаем по безналичной и наличной системе оплаты.
Описание
Химическая основа:
ЗапЛатка жидкая — Герметик (компаунд) на основе полиуретана
Технические данные в соответствии с ТУ ТУ2513-009-44297874-99:
1.Внешний вид | Однородная вязкая масса. Цвет: серый, черный, синий, зеленый, белый |
2. Стекаемость, мм, не более | 2 |
3. Массовая доля летучих веществ, %, не более | 75 |
4. Предел прочности при разрыве, МПа, не менее | 10 |
5. Относительное удлинение на разрыв при (20±2)оС, %, не менее | 50 |
Свойства:
- Эластичен, стоек к излому
- Не требует температурного нагрева
- Не повреждает лакокрасочных покрытий
- Имеет высочайшую адгезию
- Температуро -устойчивость в нанесенном виде от –30оС до +50оС
Указания к применению:
Обезжирить, зашкурить, нанести равномерный слой на место пореза, при необходимости с обратной стороны можно приложить полиэтилен и разгладить заплатку. Работы проводить при температуре желательно выше 10оС, на спущенном (если надувное) изделии. Длинные разрезы можно предварительно сшить. Пользоваться отремонтированным изделием через 4 час, максимальная прочность достигается через 24 час
Условия хранения и транспортировки:
Транспортирование осуществляют любым видом транспорта, обеспечивающим условия перевозки огнеопасных грузов с соблюдением правил перевозки, установленных на данном виде транспорта. Допускается транспортирование при минусовых температурах.
ЗапЛатка жидкая должна храниться в упаковке предприятия-изготовителя в крытых складских помещениях при температуре от плюс 5 до 30°С, вдали от отопительных приборов, с предохранением от попадания влаги, солнечных лучей
Меры предосторожности:
Содержит ЛВЖ Может вызывать слабое раздражение кожи. Вызывает раздражение глаз. Может вызывать сонливость и головокружение. Держать в месте, недоступном для детей. Беречь от искр, открытого огня и других источников воспламенения. Не курить. Хранить и работать в хорошо вентилируемом месте, использовать средства защиты
При попадании в глаза : осторожно промыть глаза водой в течение нескольких минут При попадании на кожу промыть кожу водой с моющим средством. При обращении к врачу иметь при себе упаковку продукта или маркировочный знак. Хранить в хорошо вентилируемом месте
Держать контейнер плотно закрытым. Утилизировать как бытовые отходы
Хранить в хорошо вентилируемом месте. Держать контейнер плотно закрытым. Утилизировать как бытовые отходы
anles.ru
Выбор клея для лодок из ПВХ
Полиуретановый клей «Профессионал»
По разным мнениям подходят разные виды клея. Наиболее распространенный вариант на полиуретановой основе с использованием отвердителя. Это довольно прочный состав, который испытан многими.
Однако, стоит учесть некоторые сложности в работе. Если во время приклеивания вы наложите ткань немного не ровно, то всё так и останется. Дело в том, что он очень быстро скрепляет, что означает невозможность оторвать материал обратно. В процессе нужно будет не торопиться и хорошенько разгладить приклеенное.
Также бытует мнение, что довольно эффективен клей «Профессионал». Он продается во многих магазинах, что делает его доступным.
Вы можете проконсультироваться в ближайшем соответствующем магазине, только помните, что нужно подбирать клей именно для ПВХ.
На клее остановимся подробней. В ремкомплекте к лодке он имеется. Но он иногда бывает некачественным, и заплатка через время отвалится. К примеру, клей «Уран» из комплекта в теплое время года становится мягким. Для качественного заклеивания подойдут клеи:
- Клей Bostik vinycol 1520;
- клей однокомпонентный SAR 306;
- клей двухкомпонентный Молефикс 8325.
Проконсультируйтесь с продавцом в магазине, где продаются лодки, и он посоветует вам качественный клей для ПВХ.
В таком ремонте важную роль играет, каким клеем будет клеиться лодка из ПВХ. Так как от него зависит качество ремонта и его долговечность. Внимательно надо вычитывать состав. Содержание некоторых веществ могут испортить поверхность изделия. Так смесь на основе цианакрилата способна расплавить поверхность лодки.
При выборе надо учитывать некоторые моменты:
- Приобретать состав надо только для ПВХ поверхностей.
- Состав должен быть полиуретановый.
- Дешевый, не всегда подходящего качества.
- Как проверить: капля состава на коже не должна к ней присохнуть.
- Так как изделие в основном используется на открытом солнечном пространстве, то состав должен быть термостойким.
Несколько вариантов лучших клеев для ПВХ лодок:
Клей Аква Крузер – полиуретановый, двухкомпонентный, профессиональный, термостойкий, специально разработан для склеивания поверхностей надувных лодок из ПВХ.
- Полиуретановый клей «Профессионал» – прозрачной консистенции, водостойкий, термостойкий, долговечный.
- Двухкомпонентный клей Hightec MAXBOND – для тканей ПВХ, крепко склеивает материал, не растекается при использовании. Способствует заполнению трещин, высокопрочный, выдерживает действие химических составов, водостойкий, термостойкий. Состав прозрачен. Время работы до четырех минут, прочность достигается по истечению 10 минут. Время полного высыхания более 30 часов.
- SAR 306 (десмокол) – в основе полиуретановые смолы, однокомпонентный, обеспечивает надежное, прочное соединение, не растекается при использовании. Время предварительного высыхания до 10 минут. При высыхании образует глянцевую пленку.
Правильно проведенные ремонтные работы являются гарантией нормальной службы плавсредства, а также безопасности человека на воде. Если заклеить лодку некачественно, она может разгерметизироваться, и полость начнет наполняться водой. Обычно рекомендуется применять клей, который идет в ремкомплекте для лодки, но такое средство имеет малый объем и быстро заканчивается. Поэтому при повреждении изделия придется подбирать новый клей, который должен отвечать ряду требований:
- Прочность и эластичность. Лучший клей – тот, что имеет высокий уровень адгезии к ПВХ поверхности, позволяет создать крепкий и долговечный шов, который не разрушается со временем. Клеи на основе цианакрилата не подходят, поскольку не обладают достаточной эластичностью: при спуске и накачивании лодки шов начнет крошиться.
- Отсутствие липкости, быстрое высыхание. Чтобы отремонтировать лодку в походных условиях, клеевой состав должен быстро высыхать. Стоит заранее оценить свойства клея, нанося его тонким слоем и проверив на отлип через 5-7 минут. Низкокачественные средства будут прилипать к пальцам.
- Специальный состав. Универсальные клеи подходят меньше, нежели средства спецназначения, которые созданы именно для ПВХ, резины. Обычно такие клеи лучше переносят перепады температур, имеют повышенную термостойкость и морозостойкость, не разрушаются от контакта с водой. Некоторые клеи отлично выносят даже погружение в морскую воду.
Ремонт и замена клапана
Для замены клапана необходим специальный ключ и, конечно, у вас его нет. Не стоит использовать сподручные средства для извлечения клапана, можно еще больше повредить лодку.
Для этого понадобится лобзик и пластиковая металлическая трубка до 2 см. в диаметре. Лодочные баллоны нужно спустить, после чего диаметром в 2 см. проделать наверху отверстие цилиндрической формы.
Далее:
- при помощи специального клея выкрутите корпус клапана из своего подстаканника;
- извлеките клапан, при незначительной поломке можно ограничиться смазкой клапана солидолом, но прежде его нужно как следует промыть и высушить;
- если старый клапан уже не пригоден для использования, нужно вкрутить новый, придерживая при этом одной рукой ответную его часть;
- не нужно сильно вкручивать и зажимать клапан, ключ может быстро сломаться;
- смазав место мыльным раствором, проверьте, плотно ли прилегают друг к другу все детали, при выходе воздуха наружу клапан нужно еще слегка поджать.
Часто рыбаки производят ремонт наспех, допускают ошибки и работу в итоге через короткий промежуток времени приходится переделывать. Советы, описанные выше, помогут вам отремонтировать лодку и продолжить путешествие.
Действуйте четким инструкциям, придерживайтесь определенных правил, и вы без труда почините лодку своими руками:
- Клеевое соединение должно пройти процесс полимеризации, только тогда можно говорить о качестве склейки. Лодка слегка надувается, или аккуратно складывается.
- Скленное место оставляется на сутки для просушки, клей должен пройти полную полимеризацию. Обычно курс составляет 3 дня, но при качественной склейке лодку уже 24 часа можно спускать на воду.
- Ни в коем случае нельзя нагревать склеиваемые поверхности огнем.
- Момент и Суперклей использовать для склейки не рекомендуется. Данные виды клея образуют трещины, стоит ли говорить о надежности такого соединения.
- Обратитесь в сервисный центр, если рваные дыры и порезы слишком обширны. Ремкомплект не предусмотрен для ремонта порезов длиной более 15 см.
Применение несложных советов и соблюдение пошаговых инструкций при том или ином виде ремонта поможет вам произвести ремонт качественно. Лодка ПВХ вам прослужит верой и правдой еще долгие годы. Не торопитесь, проводите работу аккуратно, слаженно. Лучше сделать работу на совесть с первого раза, переделывать ведь гораздо труднее и затратнее.
На воде не застрахован никто, особенно на заболоченных и заброшенных участках реки часто попадаются коряги из воды, торчат металлические прутья. Собираясь в путешествие, проверьте, чтобы ремкомплект был в сборе, на природе нет рядом сервиса и спросить порой нужные запчасти бывает не у кого. Будьте предусмотрительны, и тогда отдых не будет испорчен.
Источник
Особенности использования
Основные постулаты не зацепить при забросе крючками, не повредить случайным выстрелом, не спускать на воду в необследованных местах, чтобы не распороть дно, не заплывать в коряги и камыши, поднимать на мелководье двигатель, дабы не оторвать транец, наверное, можно опустить. Все это знают, но не все, в азарте охоты или рыбалки этого придерживаются. Остановимся на моментах до и после спуска на воду:
- Совет №1. При накачивании лодки желательно не переусердствовать, излишнее давление в баллонах на солнце может привести к разрыву их по шву или в том месте, где установлен клапан.
- Совет №3. Хотя материал ПХВ не боится влаги, при кратковременном хранении, сушка после мытья лодки приветствуется.
Отдельная тема подготовка к зимнему (длительному хранению) и способы сохранить надувную лодку без повреждений до следующего сезона:
Первым делом желательно тщательно вымыть лодку мыльным раствором, удалив рыбную чешую, слизь, водоросли и прочую грязь, если транец съемный, то снять и хранить его отдельно.
- Многие советуют в межсезонье хранить ее в надутом состоянии, но это анахронизм, привычка, перешедшая из прошлого, когда были только резиновые лодки. Поливинилхлорид прекрасно переносит перепад температур выдерживая -40ºС зимой +70ºС летом.
- При хранении в минусовую температуру, достаточно аккуратно сложить лодку в мешок и если она будет находиться в гараже постараться найти место для ее хранения недоступное для грызунов.
Единственный совет стараться оградить при морозе упакованную лодку от разнообразных воздействий, проще говоря «не кантовать» весь период хранения.
Технические характеристики
Данный клей имеет массу достоинств, за что его высоко ценят покупатели. Жидкая Латка обладает множеством плюсов, которые вследствие предоставят качественный результат.
- Имеет высокое сцепление с поверхностями, ввиду этого материалы скрепляются наиболее прочно и на долгий срок.
- Стойкость к попаданию лучей Солнца. Под действием ультрафиолета, клей полностью сохраняет все свор первоначальные характеристики.
- Клеящее вещество проникает вглубь материала и устраняет все повреждения.
Судя по отзывам на просторах сети, клей является очень гибким. Изделие не изменит свою структуру при воздействии погодных условий. Материал сохраняет свои параметры на протяжении всего срока службы. Клей устойчив к резкому изменению температуры, диапазон которой составляет от -16 градусов холода до 50 тепла.
Затвердевает клей за 24 часа с момента нанесения. Однако в дальнейшем состав становится более прочным за период от недели до 10 дней.
Его можно хранить длительное время. Клей не теряет свою пригодность к использованию на протяжении срока до двух лет, начиная с даты выпуска. Ознакомиться Жидкая Латка инструкция возможно на упаковке вещества. Параметры хранения меняются после вскрытия продукта, после этого необходимо потратить весь клей за полгода.
Работа с данным составом не составит большого труда, и не вызовет существенных трудностей. Для того, чтобы узнать, как пользоваться клеем следует прочитать инструкцию. Перед тем как начать устранение повреждений, потребуется внимательно ознакомиться с каждым шагом.
Вопрос-ответ
Хранение жидкой кожи
При соблюдении рекомендуемых условий хранения – температуры около 0 градусов, срок годности составляет 2 года. Срок естественной службы использованного продукта по назначению – около 35 лет.
Чем заменить жидкую кожу?
На сегодня полноценных заменителей данному веществу нет на рынке.
Благодаря появлению такого универсального средства стал возможен самостоятельный ремонт различных кожаных поверхностей в считаные минуты. Не нужно нести вещи в профессиональные мастерские при каждом незначительном повреждении. Все это заметно упрощает жизнь и экономит бюджет.
Подготовка к работе
Перед началом ремонтных работ предстоит внимательно осмотреть всю поверхность лодки. Главными признаками поломки станут пропускание воздуха или протекание воды внутрь судна. Значительные повреждения будут сразу заметны. Конечно, для поиска более мелких дефектов потребуется больше времени. Зато небольшие повреждения получится устранить собственными силами. Сделать это можно прямо около водоема или дома.
При обнаружении повреждения более 5 см рекомендуется воспользоваться услугами опытных мастеров. Столь крупный прокол нуждается в качественном ремонте.
Как найти поврежденный участок
Для обнаружения дефекта можно воспользоваться одним из проверенных способов:
- Если поиск прокола осуществляется прямо на рыбалке, то следует погрузить корпус лодки в воду. В месте повреждения появятся пузыри. В случае мутной воды метод окажется не совсем эффективным.
- Для поиска дефекта в домашних условиях можно воспользоваться мыльным раствором. Поместите в воду маленький кусок мыла и получившимся раствором смажьте корпус судна. На поврежденном участке появятся пузыри.
Намыленный корпус лодки сразу покажет где пропускает воздух
Как только выявлено место прокола, его следует обвести маркером или мелом. Не игнорируйте даже самые мелкие дырки. При воздействии высокого давления они увеличатся в размерах.
Необходимые инструменты и материалы
Для выполнения качественного ремонта корпуса лодки ПВХ потребуются следующие инструменты:
- ремонтный комплект, который обычно предоставляет производитель;
- нож или ножницы;
- наждачная бумага при необходимости зачистки;
- спирт или уайт-спирит;
- тряпка для удаления лишнего клея;
- строительный фен для разогрева обрабатываемой поверхности;
- для крупных повреждений понадобятся капроновые нитки;
- твердый валик поможет качественно прижать склеиваемые детали;
- маркер или фломастер для обозначения места прокола.
Часть из того, что Вам будет необходимо для ремонта
Если прокол совсем небольшой, то понадобится только клей. Заплатку можно вырезать из старой покрышки. Помимо этого, производитель предоставляет ремкомплект, где можно найти кусок резины для заплаток.
Сложность ремонта будет зависеть от площади повреждения. При этом прокол может быть различных форм, что в некоторых случаях усложняет ремонт.
Эксплуатационные характеристики
Специалисты утверждают, что наиболее правильной методикой восстановления изделий из поливинилхлорида является сварка, а не заклеивание. Если применяется клей, ПВХ под его воздействием разрушается, так как проклеенная ткань не выдерживает длительного использования под ультрафиолетом. В таком случае только создается лишь временная видимость целостности, что представляет собой опасность в эксплуатации.
Жидкая латка является инновационным продуктом, разработанным совместно отечественными и зарубежными химическими лабораториями. Дефекты устраняются на молекулярном уровне за счет высоких адгезионных свойств.
Всего 3 шага и 2 минуты времени уходит на заклеивание прокола любого размера
Разбираясь, что такое жидкая латка, необходимо знать ее состав:
Данный набор способен реанимировать всевозможные материалы, к которым относятся:
Благодаря правильному применению средства удается восстановить герметичность изделий следующего типа:
ВИДЕО: Способна ли жидкая латка справиться с 50-ю проколами резиновой лодки?
Положительные стороны
Реанимационный набор для бытовых изделий обеспечивает максимально надежный и качественный результат. При этом он имеет следующие преимущества:
Средство очень глубоко проникает в структуру, в результате чего идеально заклеивает даже сквозные отверстия
Большая палитра цвета дает возможность выбрать наиболее подходящий колор
Восстановлению подлежат такие виды повреждений:
Для восстановления больших сквозных порезов, имеющих длину 4 см и дольше, необходимо предварительно прошить поврежденное место. Делать это можно вручную с помощью иглы и капроновой нити. Затем проводим стандартную процедуру.
К плюсам применения жидкой латки для ремонта лодок, колес или иного армированного материала относятся, в том числе:
Как правильно применяется Жидкая латка
Проводить ремонт поврежденных изделий с помощью данного специфического клея рекомендуем при положительной окружающей температуре воздуха. Использование препарата допускается в морозных условиях, но результат может оказаться ниже ожидаемого.
Состав подходит даже для ремонта непромокаемых изделий
Оптимальными являются условия:
Как правильно пользоваться
Последовательность шагов по реанимации лодки или иного изделия из ПВХ может быть следующей:
После снятия изделие можно использовать по назначению
Стоит учесть, что в первое время важно аккуратно обращаться с заклеенным местом. Так как от значительной механической нагрузки могут произойти повреждения по отзывам пользователей
Полное застывание состава происходит спустя 1-1,5 недели. В это время латка получает свою максимально возможную твердость.
В целом, жидкая латка – действительно оригинальный метод ремонта бассейнов, лодок и других аналогичных по конструкции предметов. Конечно, в этой работе шиномонтаж по ремонту колес никак не обойти, равно как и моторы и снегоходы не отреставрировать, но во всем, что касается надувных конструкций – такому способу равных нет.
ВИДЕО: Правильное использование жидкой латки для ПВХ
Как заклеить надувную лодку ПВХ в домашних условиях
Чтобы после ремонта лодка прослужила еще долгие годы, нужно четко выполнять все этапы ее ремонта (рисунок 1).
Рисунок 1. Материалы, которые потребуются для ремонта
Также необходимо подготовить материалы, которые понадобятся для ремонта:
- ремкомплект, который обычно поставляется вместе с лодкой;
- острый нож;
- валик или металлическая пластина;
- тряпки и кисточка;
- мыльная вода;
- фломастер или маркер;
- растворитель и клей.
Как обнаружить прокол
Перед началом ремонта нужно найти место прокола (рисунок 2). Если отверстие хорошо заметное и крупное (больше 5 см), лучше сразу обратиться в специальную ремонтную мастерскую или на шиномонтаж.
Мелкие проколы можно легко обнаружить с помощью обычной воды:
- Лодку надувают и опускают в воду. Делать это лучше на берегу водоема, так как в домашних условиях найти емкость подходящего размера практически невозможно.
- В месте повреждения материала будут хорошо заметны мелкие многочисленные пузырьки воздуха. Чтобы случайно не пропустить место прокола, погружать лодку в воду лучше не всю сразу, а небольшими участками.
- Такой способ можно применять только в том случае, если вода в реке или озере прозрачная. В мутной воде пузырьков просто не будет видно.
Еще один простой способ – натереть лодку густым мыльным раствором. Там, где начнут надуваться большие пузыри, и находится прокол.
Рисунок 2. Обнаружить прокол поможет мыльная вода
После обнаружения отверстия место повреждения обводят ярким маркером или фломастером
При этом крайне важно заклеивать даже мелкие дырочки, которые практически не пропускают воздух. Если этого не сделать, со временем, под давлением накачанного в лодку воздуха, проколы расширятся и ремонт придется проводить повторно
Какой клей выбрать?
Кроме обнаружения места прокола, необходимо выбрать подходящий для ремонта клей (рисунок 3).
Существует несколько параметром, которым он должен соответствовать:
- В составе вещества не должно быть цианокрилата. Этот химикат – основное действующее вещество всем известного супер-клея, но для ремонта надувных лодок он не подходит. Дело в том, что такой клей не обладает достаточной эластичностью, со временем разрушит шов и лодку просто придется выбросить.
- Универсальные клеевые составы тоже не подходят, так как латка будет постоянно контактировать с водой. Лучше отдать предпочтение специальным клеевым составам, предназначенным для ремонта изделий из ПВХ.
- Перед покупкой необходимо почитать инструкцию к клею. Он должен выдерживать не только длительное воздействие влаги, но и не разрушатся под действием высоких и низких температур.
Рисунок 3. Для ремонта выбирают специальные разновидности клея
Кроме того, крайне важно, чтобы клей быстро застывал. Благодаря этому латка не лопнет в воде и продержится долгие годы
Также следует помнить, что клей для ремонта надувных лодок не может быть дешевым, поэтому от любых бюджетных средств лучше отказаться.
Ремонтируем лодку ПВХ: пошаговая инструкция
После обнаружения прокола готовят ремкомплект. Если его нет, придется приобрести его в магазине (рисунок 4).
Рисунок 4. Основные этапы ремонта
Дальнейшие действия такие:
- Лодку сдувают, укладывают на ровную поверхность и тщательно разравнивают место с проколом.
- Поврежденный участок зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и обезжиривают спиртом или растворителем. Это необходимо для более надежного крепления латки.
- Если латка предоставляется в готовом виде, нужно проверить, подходит ли она под размер прокола. Сама латка должна быть на несколько миллиметров шире отверстия. Если ее размер слишком большой, латку слегка обрезают по периметру, а затем также зачищают наждачкой и обезжиривают.
- Далее место прокола и латку смазывают кисточкой, смоченной клеем. Чтобы повысить прочность соединения, поверхностям дают просохнуть 10-15 минут. После этого клей наносят повторно, но подсушивают не более 5 минут.
- После этого латку и саму поверхность лодки слегка подогревают. Действовать нужно быстро, чтобы клей начал слегка плавиться, но не успел засохнуть.
- Латку с силой прижимают к поверхности лодки, и тщательно прокатывают ее поверхность валиком, чтобы удалить весь воздух. Если валика нет, его можно заменить обычной бутылкой или консервной банкой.
На последнем этапе на латку ставят какой-то тяжелый предмет и оставляют лодку сохнуть на 24 часа. После этого изделие повторно надувают и проверяют качество ремонта.
Особенности применения
Представленный состав можно использовать при ремонте не только лодок, но и прочих изделий, например матраса, мячика, надувного круга. Его рекомендуется использовать для устранения разрывов в материале, например, тентов, бассейнов прочих изделий из ПВХ.
«>
При нанесении состава обязательно стоит обработать обезжиривающим составом поверхность. В этих целях применяют спирт, ацетон, бензин и прочие подобные составы. В противном случае клей после застывания может отслоиться.
Также перед применением тюбик обязательно разминают. Это позволяет составу приобрести необходимую консистенцию. Наносить его на поверхность также будет гораздо проще.
Рекомендуется все ремонтные работы проводить на изделиях, из которых предварительно был выпущен воздух. Если работы производятся на лицевой стороне лодки, тента, мяча, следует использовать изоленту или малярный скотч. Это позволит сохранить аккуратный внешний вид изделия. Проводить ремонтные работы стоит в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
Хранить продукт стоит в прохладном помещении подальше от огня, в недоступном для детей месте. Температура окружающей среды не должна опускаться ниже отметки -16ºС. В этом случае клей можно будет применять в случае необходимости неоднократно. При плотно закрытом колпачке состав не застывает, не теряет своих первоначальных качеств длительное время.