Чертежи плуга к мотоблоку
Пользуясь опытом умельцев, которые сделали плуг для
мотоблока своими руками и оставили чертежи, следует лемех, сделать таким
образом, чтобы он снимался, это облегчит его заточку перед вспашкой.
Легированная сталь 9ХС, из которой делаю диски для ручных
пил, считается идеальным материалом, для режущей части плуга.
Подойдет сталь марки 45, при закалке доведенная до твердости
HRC 50-55. Если под рукой имеется только обычная сталь, скажем углеродистая Ст5пс,
не подлежащая термической обработке, то отбив режущую кромку на наковальне и
заточив ее, она вполне подойдет для обработки почвы.
Отвал для плуга мотоблока
Отвал плуга, это та часть, которая отводит землю в сторону.
Первый способ изготовления отвала:
Рабочей поверхности отвала нужно придать изогнутую форму.
Если есть металлогибочный станок или листогибочные вальцы, то придать заготовке
желаемую форму не составит труда.
Необходима заготовка металла толщиной 3-5 мм, вальцы
направляются под углом 20-22 градуса, как показано на чертеже, и придается
нужный изгиб.
Второй способ:
Здесь, заготовкой. Может служить труба диаметром 600-650 мм (именно
такой диаметр потребует меньших трудозатрат, так как изгиб трубы максимально
повторят нужный изгиб будущего отвала) и толщиной 3-5 мм. Из картона, делаем
шаблон, и прикладываем к трубе, не забывая про угол 20-22 градуса, как показано
на чертеже ниже.
Обводим шаблон карандашом или мелом, и вырезаем при помощи
газ. сварки, при необходимости шлифуем заготовку и доводим до нужной кондиции.
Третий способ:
Наверное, самый сложный способ изготовления отвала, когда
заготовку нагревают и при помощи матрицы, придают нужную форму, которой может
послужить отвал от другого плуга.
Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки
Ст3 — Ст10 с толщиной 3 мм.
Чертеж деталей плуга для мотоблока
а — лемех из
легированной стали;
б — боковой щиток стойки, Ст3;
в — распорная пластина, Ст3;
г — пластина основания плуга, Ст3;
д — полевая доска, уголок 30х30 мм;
е — стойка, труба диаметром 42 мм
Советуем сначала изготовить детали плуга из картона и приложить
их друг к другу с соблюдением нужных углов. Так, значения угла α на разных
частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла γ — от 42° до 50°.
Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, можно
переходить к работе с металлом.
Когда металлические части плуга будут готовы, нужно найти
дополнительный лист стали толщиной 3 мм, размером 600х600 мм, он понадобится
для сборки плуга, и сварочный аппарат (лучше инвертор). На этом листе отступаем
от краев 40 мм и отмеряем угол γ0.
Сборка плуга
1 — лемех;
2 — боковой щиток стойки;
3 — дополнительный лист 2-3 мм
При помощи клиньев с углом α0=25 градусов и углом γ0=42
градуса на дополнительный лист устанавливается лемех и прихватывается к листу сваркой,
точечно с двух сторон.
С лемехом соединяется боковой щиток стойки вертикально так,
чтобы его край заходил за лемех на 4-7 мм, при этом приподнят щиток должен быть
выше, чем лезвие лемеха (то есть выше дополнительного листа) на 6-8 мм, чтобы
не мешать лемеху, подрезать землю. Щиток тоже прихватывается к лемеху и к дополнительному
листу.
Далее к лемеху очень плотно, не оставляя зазора присоединяется
отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала
и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.
Крепление лемеха плуга
— лемех;
— винт с потайной головкой М8;
— отвал;
— пластина основания;
— уголок 30х30х90 мм;
— гайка М8
При обнаружении, что углы и/или поверхности не
соответствуют, то отвал доводится при помощи молотка. После подгонки отвала к
лемеху он сзади приваривается к лемеху, и к боковому щитку. Затем боковой щиток
сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой
прихватываются упорные уголки для лемеха.
Далее следует. Еще раз осмотреть готовый плуг, и если все
четко сваривается окончательно. Доп. лист отделяется от корпуса зубилом либо МШУ.
Все сварные швы шлифуются.
Оборудование от других производителей
Кроме оригинального на мотоблок «Ока» можно установить навески других производителей.
Плуг «Крот»
На «Оку» можно поставить плуг производства таких российских г. Гагарин, ЗАО «Всеволжский РМЗ», ПК «Русич». Один из таких — «Крот» производства «Мобил К», который продается без сцепки. «Крот» подходит для установки на мотоблоки и мотокультиваторы различных производителей.
Настройка и регулировка перед работой
Чтобы агрегат работал так, как необходимо, его следует настроить. Перед настройкой должна быть произведена сцепка устройства с мотоблоком. После чего его необходимо отрегулировать и лишь затем приступить к работе.
Какая сцепка нужна для плуга?
производит плуги уже со сцепкой, но в продаже нередко можно встретить и просто агрегат, без крепления. Тогда сцепку нужно приобретать отдельно, в специальных агротехнических магазинах. На «Кадви» установлена винтовая сцепка. Используя ее, можно максимально плавно отрегулировать глубину захода зубцов в землю, а также угол, под которым он будет проникать в почву.
Сцепное устройство СВ-1/1 Сцепное устройство СУМ-1
Благодаря винтовой сцепке обеспечивается максимально плавная регулировка глубины и угла наклона (угла атаки) что, в свою очередь значительно облегчает работу и уменьшает трудозатраты оператора.
Сцепка может быть использована совместно с окучником либо с двумя окучниками, установленными на траверсу (раму), а также с различными выкапывателами, распашниками и другим навесным оборудованием.
Как выполнить настройку и регулировку?
Перед установкой снимите колеса с мотоблока и установите на оси грунтозацепы. Затем поставьте сцепку, если плуг ею не комплектуется. Для монтажа потребуется только гаечный ключ, плуг, сцепка и мотоблок. Стойку совмещают с отверстиями для крепления, соединяют болтами, гайками, используя гаечный ключ.
Теперь можно установить плуг на мотоблок и зафиксировать шплинтами.
Переходим к регулировке:
- агрегат ставится на возвышенность, например, на подставки по 15 см в высоту. Так можно будет настроить глубину пахоты — по норме она составляет от 15 до 18 см;
- угол наклона регулируется болтом, расположенным на сцепке. Чем выше пятка плуга, тем глубже будет глубина вспахивания почвы, и наоборот;
- расстояние от земли до плуга должно равняться 3-5 см. Далее рекомендуется провести пробную вспашку — так проверяется глубина создаваемой борозды, ход и плавность движения мотоблока с навесным устройством;
- после прохождения первой борозды при необходимости проводится перенастройка навески для наиболее точной глубины погружения в почву и захвата земельного пласта.
Плуг для мотоблока: конструкционные особенности и материалы инструмента (110 фото)
Появление мотоблоков в значительной степени уменьшило количество физических затрат, требуемых для проведения сельскохозяйственных работ. Самостоятельно сделать тяговый механизм довольно трудно, но изготовить плуг для мотоблока собственными руками – не такое уж сложное дело.
Достоинства
У собственноручного изготовления плуга для мотоблока есть свои положительные стороны: соответствие параметрических характеристик отвала и лемеха требованиям конкретного вида грунта. Говоря о параметрических характеристиках, принято выделять результативность, размеры захвата, глубину и качество вспашки, угол отвала.
Принимая во внимание мощностные характеристики мотоблока с плугом, становится возможным изготовить плуг, не вызывающий значительной нагрузки на его двигатель, но обеспечивающий максимальную область захвата. Применение материалов высокого качества позволит увеличить время службы плуга
Кроме этого, можно учесть возможность крепежа разных насадок. Это сделает конструкцию многофункциональной, что в свою очередь сделает возможным проведение всего комплекса работ по обработке грунта.
Конструкционное исполнение плуга
Сегодня популярны следующие виды плугов:
- однокорпусные;
- роторные;
- оборотные.
Наиболее широко распространён первый вид. В Интернете без труда можно отыскать множество схем и чертежей однокорпусного плуга. Это самое предпочтительное решение для тех, у кого нет опыта в самостоятельном изготовлении подобных конструкций.
https://www.youtube.com/watch?v=SHeGKy5Q_4k
Для его создания не потребуется наличие каких-либо специальных инструментов. Будет достаточно стандартного набора, который можно найти в любом гараже или хозяйственной постройке.
Отличие оборотного плуга заключается в наличие изогнутого пера в верхней части конструкции, позволяющего сразу же переворачивать земляной пласт при его подъёме. Это оптимальный выбор, если предстоит работать на твёрдой земле. Из-за сложного конструкционного решения изготовить его под силу только специалисту.
Наиболее трудоёмким является роторный плуг. Его конструкция схожа с конструкцией культиватора, так как она оснащена сразу несколькими лемехами, закреплёнными на одной оси. Во время вспашки происходит прокручивание оси, что вызывает переворачивание земляного слоя.
Преимущество данной разновидности плуга заключается в возможности обработки грунта до глубины 0,3 м без приложения каких-либо значительных физических затрат. Помимо этого, она даёт возможность проводить пахотные работы по различным траекториям.
Инструкция по созданию плуга
Делаем раму. Для этого берём стальную трубу размером 52*40 мм с толщиной стенок приблизительно 7 мм. Срезав широкие противоположные стенки рамы, изготавливаем вилку.
Затем делаем на раме серединную отметку для последующей установки поперечной траверсы и стоек-пружин для крепления дышла. Отверстие в передней части рамочной конструкции необходимо тщательно заварить.
Крепим плужную стойку. Для этого в широком куске трубы, используемой при изготовлении рамы, высверливаем сквозные отверстия площадью 3,1*1,6 см. Размер отверстий в узких рамочных стенках для установки рукоятки не должен превышать 1,02 см. Рукояти делаем из трубы, диаметром 0,5 дюйма.
Изготавливаем сцепку. Это немаловажная деталь плуга. Именно она обеспечивает надёжную фиксацию с мотоблоком. Наибольшей популярность пользуется швеллерное крепление в форме буквы «П», устанавливаемое под рулевой частью. При изготовлении данного элемента потребуется сделать отверстия для установки кронштейна и крепёжного штыря.
Делаем основные рабочие детали. В первую очередь, к ним относится лемех и отвал. Для их изготовления прекрасно подойдёт стальной лист толщиной до 5 мм.
Вначале делаем лемех. Здесь будет уместно применить старый диск от циркулярной пилы. Для заточки режущей части лемеха можно использовать наковальню.
Затем из стальной трубы размером 0,6 м изготавливаем отвал. Для этого берём картон или бумагу. Делаем из них шаблон, прикладываем к трубе и обводим. Далее при помощи сварочного аппарата вырезаем. Полученный отвал обрабатываем наждаком или болгаркой.
Затем осталось провести зачистку швов, шлифовку отвала и лемеха и покраску всей конструкции. Данные мероприятия придадут плугу эстетичности и увеличат его время службы.
Наиболее востребованные типы конструкции
Полувинтовая версия отлично проявляет себя при переворачивании почвы без тщательного разрыхления. С её помощью можно глубоко проникать в грунт самых тяжелых составов. Если вы собираетесь эксплуатировать плуг на протяжении большого времени, то данный вариант неэффективен, что объясняется высокой затратностью из-за необходимости обслуживания.
Вместо этого опытные дачники отдают предпочтение лемешным плугам. Для них характерна повышенная прочность и надёжность. С их помощью можно проводить обработку земли режущей частью, откидывая её в две стороны с помощью лопастей. Таким образом показатели разрыхления и глубины обработки становятся максимальными. Самостоятельное изготовление подобного решения требует определенных усилий и соблюдения сложной геометрии.
Окучник
Когда надо сформировать борозды, прорыхлить почву между рядами с одновременным окучиванием растений, на культиватор устанавливают окучник. Его используют вместе с дисковыми фрезами. При углублении окучника в почву получается борозда трапецеидальной формы на ширину подошвы обуви взрослого человека, благодаря чему при проходе за культиватором борозда остается фиксированного размера. Гребни по бокам полученной канавки остаются равномерными.
Для обработки узких междурядий выбирают окучник листерного типа. Он имеет два фиксированных относительно друг друга крыла. Одним из минусов этого навесного оборудования считается ограничение по типу почвы: на твердых грунтах листерные окучники быстро ломаются в силу наличия тонкой стойки, не выдерживающей перегрузки. На мотоблоки «Агат» с заявленной производителем мощностью двигателя 6.5 л.с
листерные окучники устанавливают с особой осторожностью в силу их повышенной тяговитости
Со сложными плотными грунтами отлично справляются окучники с переменной шириной захвата. Они устойчивы к налипанию земли, но при этом считаются более затратными из-за повышенного потребления энергии.
Пахота мотоблоком, видео подборка
Видео о том, как правильно пахать мотоблоком,мы привели ниже. Вы наглядно убедитесь, что мотоблок вполне справляется с вспашкой не только уже многократно обработанной почвы, но и целины.
Давайте рассмотрим, какие варианты плугов для вспашки предлагает официальный производитель мотоблоков Нева.
Плуг навесной ПН
Производителем данной модели является Акционерное Общество «Энергия». Они подтверждают качество товара соответствием всем нормам Евро-Азиатского союза.
Это относительная небольшая модель, которая позволяет работать на малых участках земли в садах, огородах, теплицах и т. д.
Вот обзор, принцип сцепки и работы данной модели:
Плуг представляет собой конструкцию из основания и к нему прикреплённого корпуса и стойки с отверстиями.
Он имеет один отвал. То есть при его использовании почва будет отбрасываться на одну сторону.
Глубину пахоты можно регулировать в ручном режиме. Максимальная глубина погружения плуга составляет до 22 см. А максимальная ширина захвата -18 см. Этого более чем достаточно для большинства случаев обработки почвы.
Плуг однокорпусный Н
Этот плуг производится ЗАО «ВРМЗ». Внешне они очень похожи между собой, но отличаются качеством. ВРМЗ уже давно зарекомендовал себя, как один из лучших производителей различных металлоконструкций. Их отличительной чертой является высокое качество всего спектра выпускаемой продукции.
Насколько простая вспашка земли с мотоблоком Нева смотрите на видео:
Исходя из опыта продаж, плуг однокорпусный Н производства ВРМЗ является одним из самых востребованных. Поэтому компания разработала сразу 9 различных модификаций данного плуга. Они отличаются своими габаритами, массой, шириной захвата и глубиной пашни.
То есть каждый владелец мотоблока Нева может подобрать именно тот плуг, который наиболее подойдёт для конкретно его случая.
Масса может колебаться от 3 кг до 15.
Габаритные размеры представлены в широком диапазоне от широкого до узкого, от низкого до высокого.
- Если посмотреть на ширину захвата, то она может составлять 15 или 22 см.
- Глубина пашни в зависимости от потребностей может быть или 20, или 14 см.
То есть они универсальны и могут найти применение на любом участке и при любых потребностях.
Применение их на целине или каменистых почвах недопустимо.
Как сделать дисковый плуг на мотоблок?
Дисковый плуг-окучник – это очень полезное приспособление, позволяющее подготовить ровные борозды для посадки картофеля и других клубневых культур. Перед тем, как приступить к изготовлению такого плуга, изучите чертежи. По ним вы сможете контролировать ход сборки и не допустите ошибок.
Порядок действий при изготовлении дискового плуга на мотоблок выглядит следующим образом:
- В качестве основы плуга выступает опорный уголок. Для его изготовления используйте равносторонний уголок, полки которого в холодном состоянии должны сводиться под углом 70 °;
- К уголку приварите носок. После этого через упорную планку приварите пятку;
- Щечки закрепите на опорном уголке посредством петель. Дистанция между уголком и щечками должна быть такой, чтобы при раскрывании щечек их торцевые стороны не упирались друг в друга;
- Поворотный механизм приварите к упорному уголку таким образом, чтобы опорная часть механизма располагалась перпендикулярно уголку.
Делаем плуг для мотоблока своими руками
При помощи мотоблока могут выполняться самые различные сельхозработы, как то: пахота, покос, посев, посадка и выкапывание картофеля, моркови, лука окучивание и др. Но для каждой из этих работ потребуется специально предназначенный для нее сельскохозяйственный инструмент. Вот здесь то и возникает вопрос о том, что выгоднее: купить готовый плуг, или изготовить плуг для мотоблока своими руками.
Плуги включают несколько видов, каждый из которых имеет особую конструкцию. Так, сегодня для пахоты мотоблоком используются плуги однокорпусные, либо оборотные, или роторного типа.
Однокорпусный плуг
Однокорпусный плуг отличается наиболее простой конструкцией и наличием огромного числа чертежей его модификаций. Поэтому он представляет собой оптимальный вариант для изготовления своими руками, особенно для тех владельцев мотоблоков, которые не имеют необходимых навыков.
Изготовление самодельного однокорпусного плуга мотоблока не будет представлять каких-либо трудностей. Для него даже не нужно будет иметь какое-либо специализированное оборудование и инструменты. Вполне подойдут те, что хранятся в сарае или в гараже у каждого уважающего себя хозяина.
Двухкорпусный плуг для мотоблока своими руками
Двухкорпусный плуг от однокорпусного отличается тем, что он состоит из нескольких рам, которые оснащены соответствующими инструментами (ножами для разрезания почвы), жестко соединенными между собой. Применяется на участках большой площади для вспашки и боронования различных видов почв и первичного вспахивания целины.
Для изготовления данной конструкции необходимо сделать два отвала из толстой листовой стали и выгнуть его. Усилить нижнюю часть металлической полосой, зафиксировать ее заклепками или приварить, заточить. С незаточенной стороны приварить к плугам стойки длиной около 40 см. Для того, чтобы элементы регулировались по высоте, предварительно в стойках необходимо просверлить отверстия под крепления.
Для изготовления корпуса двухкорпусного плуга нужно взять прямоугольную трубу диаметром 3-5 мм. Длина корпуса должна быть около 0,5 м. Для крепления каркаса к мотоблоку приварить к заготовке фланец. Закрепить два подготовленных однокорпусных плуга на раме болтами.
Размеры плуга
Поворотный плуг поворотного типа состоит из трех основных плоскостей:
- Боковая вертикальная плоскость полозка.
- Нижняя горизонтальная плоскость полозка.
- Передняя отвальная плоскость.
Если после демонтажа отвала и лемеха плуг положить сверху на стол, вплотную при этом прижатый к стене, и придвинуть его боковую плоскость к вертикальной стене, то крышка стола совпадет с горизонтальной нижней плоскостью полозка, а вертикальная стена с вертикальной боковой плоскостью полозка.
Хорошим считается тот плуг, у которого нижний режущий край установленного лемеха на 20 миллиметров ниже горизонтальной нижней плоскости полозка.
Второй правильной конструкцией плуга является сопоставление бокового режущего края установленного лемеха по прямой с режущим боковым краем вашего отвала. Также отвал и лемех не выступают более 10 миллиметров за вертикальную боковую плоскость полозка.
Третьим правильным условием является соединение рабочей передней плоскости лемеха к отвалу без зазора и в одной плоскости. Они в идеале должны блестеть как зеркало, соответственно быть хорошо заполированными и не должны торчать выступающие крепёжные элементы.
После того, как плуг вернулся с работы на участке, его рекомендуется очистить от грунта и сторонних предметов, отполированные части полить маслом или смазать солидолом, потом растереть ветошью. Это позволит защитить поверхность от воздействий окружающей среды и коррозии.
Четвёртой правильной конструкцией является тыльная ровная поверхность лемеха, составляющая с плоской стороной установки вашего плуга угол в 20 градусов, который равен заднему углу монтированного лемеха.
Режущие боковые кромки отвала и лемеха также имеют задние углы в 20 градусов с боковой поверхностью борозды, при этом режущая боковая кромка вашего отвала может иметь закругление.
Регулировка
Чтобы правильно пахать плугом на мотоблоке, нужна точная настройка. Ниже, полная инструкция, которая поможет отрегулировать для легкой вспашки земельного участка.
Оборотный плуг для вспашки делает отвал на одну сторону с переворотом пласта. Прежде чем пахать, требуется настройка положения в трех позициях:
- Глубина пахоты (лемех опускают или поднимают).
- Угол наклона лемеха (поперек оси борозды, влияет на градус оборота пласта).
- Угол атаки (вдоль оси борозды, положение лемеха относительно грунта).
Для такой регулировки на большинстве навесных кронштейнов и мотоблоков предусмотрены отверстия в разном положении и регулировочные винты.
Сначала регулируют положение самого лемеха в кронштейне (глубина вспашки). Лемех передвигают вверх или вниз, чтобы добиться нужной глубины вспашки. (15-20 см).
Затем устанавливают положение кронштейна с плугом относительно мотоблока (угол наклона лемеха). Для этого на большинстве моделей в месте крепления навесного кронштейна к корпусу мотоблока есть возможность дополнительной регулировки по глубине, а также установка угла наклона. Сделать это можно так:
- Левое колесо поднимают на прокладках на высоту, равную глубине предполагаемой вспашки. Например, 17 см. При этом закреплённый плуг тоже наклоняется.
- Отпускают болты крепления кронштейна плуга и поворачивают его так, чтобы лемех снова стал перпендикулярно земле, под 90 градусов.
В результате получается примерно такой наклон:
Кроме регулировки по глубине и углу наклона, требуется регулировка угла атаки плуга. Это угол, под которым режущая часть лемеха входит в землю. Регулировку проводят предусмотренным для этого винтом на кронштейне. Среднее значение этого угла выставляют так:
- Мотоблок с плугом ставят на ровную площадку так, чтобы лемех полностью лежал на земле, параллельно ей.
- Регулировочным винтом поднимают заднюю часть плуга так, чтобы она поднялась над землей на 2.5 см, а передняя режущая кромка оставалась лежать на земле.
Это самый оптимальный угол атаки для большинства плугов. Если возникают проблемы (нетипичный грунт, нестандартная форма плуга), угол меняют путем проб.
Проблемы с неправильным углом атаки – плуг зарывается в землю, мотоблок не тянет. Надо поднять нос лемеха.
Или наоборот, лемех при пахоте выскакивает из земли вверх, требуются большие усилия, чтобы давить на мотоблок вниз. Тогда нос лемеха опускают.
На фото – плуг с винтовой регулировкой положений:
При этом на вертикальной планке крепления лемеха к кронштейну отсутствуют отверстия для регулировки глубины вспашки.
Такие отверстия есть на следующей модели:
В продаже есть десятки разновидностей навесных плугов для мотоблоков с разными механизмами и узлами регулировки. Но все они должны регулироваться по трем вышеперечисленным позициям – глубина вспашки, угол наклона относительно мотоблока, угол атаки. При выборе следует учитывать возможности и удобство таких регулировок, а также соответствие размеров лемеха мощности мотоблока.
Настроить плуг можно до такой степени точно, что мотоблок может пахать огород сам, без участия человека. Пахарю остается только развернуть его и направить в борозду. Пример такой работы можно увидеть на следующем видео:
Процесс идеальной настройки может только казаться сложным. На самом деле это просто правильное выполнение вышеописанных настроек по глубине, наклону и углу атаки. Плюс к этому хозяин мотоблока на этом видео выполнил еще два технических приема: утяжелил колеса по 20 кг в каждое и доработал плуг, сделав острой верхнюю часть плуга.
На практике, можно обойтись без этого, навесив груз на переднюю часть мотоблока и используя стандартные металлические колеса с грунтозацепами. Смысл показанной на видео заточки верхней части плуга, которая не входит в землю и не режет её, понять вообще трудно.
Вспашка мотоблоком с металлическими колесами-грунтозацепами:
При вспашке одно колесо мотоблока, как правило, идет по готовой пропаханной борозде. Таким образом, ширина между бороздами определяется сама собой. Она равна расстоянию от колеса до центра режущего лемеха и регулировке не подлежит. В теории, это расстояние можно изменить, если передвинуть колесо по оси или изменить положение крепления кронштейна плуга к мотоблоку. На практике это может потребоваться только если используется маленький плуг с не широким захватом.
Зачем нужен плуг
Одно из самых сложных занятий в фермерстве: подготовка земли к посеву. Ведь для того, чтобы получить следующий урожай, грунт необходимо сначала взрыхлить. Для этого требуется плуг, с помощью которого легко переместить наверх слои земли.
Для того, чтобы создание борозд было максимально быстрым, плуг присоединяют к мотоблоку. Благодаря использованию такой техники затраты времени на обработку поля уменьшаются в десятки раз.
За счёт тягловой силы создаётся борона. Такой принцип известен уже давно, им пользовались люди тысячи лет назад, поэтому эффективность действительно проверена временем.
Более подробно о плуге для мотоблока смотрите на видео:
Проектируем и разрабатываем самодельный плуг
Изобретение плуга историки относят к концу четвертого тысячелетия до н.э. Именно тогда догадались использовать для рыхления почвы заостренный крепкий сук. Отсюда и слово «соха», которое в переводе с шумерского означает не что иное, как «дерево пахаря». А металлический наконечник к этому орудию придумали в Древнем Египте, получив, по сути, почвоуглубитель с подошвой, образованной горизонтально поставленным лемехом, но не имеющий отвала. Последний появился в конструкции плуга лишь во времена Римской империи и явно не спешит сдавать завоеванных позиций.
При всем разнообразии заложенных в него технических решений современный плуг состоит в основном из рабочих органов, вспомогательных узлов и механизмов.
Рабочие органы плуга: 1 — нож; 2 — предплужник; 3 — корпус; 4 — почвоуглубитель
Нож (дисковый, как изображено на рисунке, или черенковый) отрезает пласт почвы, равный ширине захвата корпуса. Предплужник снимает верхний слой, покрытый растительными остатками, сорняками и их семенами, укладывает его на дно борозды, образованной при предыдущем проходе. Корпус же подрезает снизу пласт, равный ширине своего захвата, отрывает его от не вспаханного поля, оборачивая и кроша, перемещает в сторону и сбрасывает в борозду.
Почвоуглубитель сзади корпуса рыхлит подпаханный слой почвы, не выбрасывая его на поверхность. Ну, а вспомогательные узлы и механизмы обеспечивают весь технологический процесс вспашки, выполняемый рабочими органами (в данном случае — тремя) орудия.
В малогабаритной сельхозтехнике (мини-тракторы, мотоблоки) из рассмотренного выше комплекта рабочих органов используют подчас лишь корпус. Да и число вспомогательных узлов и механизмов в целях упрощения и удешевления плуга сводят зачастую к минимуму.
Лемех и отвал корпуса образуют его общую лемешно-отвальную поверхность определенной геометрической формы. Как показывает практика, немаловажная задача — выбрать ее оптимальный вариант, исходя из технологических требований почвообработки, кинематических и энергетических условий, а также реальных возможностей, которыми разработчик и изготовитель плуга располагает. Вплоть до конструкционных материалов, наличия станочного оборудования, газоэлектросварки, мини-кузницы и пр.
Разновидности лемешно-отвальных поверхностей и плужных корпусов: 1 — цилиндрическая; 2 — культурная (переходная); 3 — полувинтовая; 4 — винтовая поверхность; 5 — корпус со сменной грудью; 6 — вырезной; 7 — дисковый; 8 — роликовый; 9 — с ротором.
Многие останавливают свой выбор на плуге общего назначения. Причем стараются использовать корпуса с цилиндрической (см. рисунок), а то и культурной лемешно-отвальной поверхностью. При вспашке такие плуги хорошо крошат, но недостаточно полно оборачивают пласт. Поэтому-то и применяются в основном для обработки старопаханых почв, которыми средняя полоса России, как известно, не обделена.
Типы лемехов: 1 — трапецеидальный; 2 — долотообразный; 3 — с приваренной щекой в передней части; 4 — зубчатый; 5 — с выдвижным долотом.
Корпуса с полувинтовой лемешно-отвальной поверхностью лучше оборачивают, но хуже рыхлят пласт. Их применяют для обработки задернелых старопаханых, осушенных торфяных и болотных почв. Корпуса с винтовыми лемешно-отвальными поверхностями вспахивают целинные, залежные, луговые и другие тяжелые почвы, так как они хорошо оборачивают пласт. Значительно реже обращаются к корпусам со сменной грудью, вырезному, дисковому, с ротором и др.
Трехгранный клин, лежащий в основе конструкции плуга
У каждой из вышеназванных конструкций свои преимущества. И соответственно — свои недостатки. Например, роликовый отвал снижает потери на трение, но он сложен по устройству. А широко разрекламированные в ряде мест скоростные отвалы других корпусов интенсивнее, оказывается, крошат почву, плотнее укладывают ее на поверхность поля, что приводит, в свою очередь, и к значительному росту энергозатрат. Или взять лемехи. Наибольшее распространение, как свидетельствует статистика, получили трапецеидальные и долотообразные конструкции (см. иллюстрации). Работая в сложных условиях, отрезая пласт почвы и направляя его на отвал, они быстро изнашиваются и ломаются.